instagram
facebook
facebook

Казахстан

Власть

Общество

На здоровье

Образование

Коммуналка

Что такое карта коррупционных рисков и как это применимо в Акмолинской области

О реализации Карты коррупционных рисков на брифинге в РСК рассказал руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области Асхат Оразхан.

«Как вы знаете, антикоррупционная служба уделяет особое внимание вопросам профилактики коррупции. При этом агентство продолжает совершенствовать не только антикоррупционную политику, но и свои подходы по всем основным направлениям деятельности. Основной ориентир – комплексное обеспечение благосостояния граждан путем коренной ликвидации предпосылок коррупции. В этом направлении принимаются меры для исполнения поручений Главы государства», – начал выступление Асхат Оразхан.

Главным инструментом стала Карта коррупционных рисков, разработанная для каждого региона.

Президент страны поставил перед госаппаратом главную задачу – обеспечить благополучие и качество жизни граждан.

В этом контексте основными приоритетами в деятельности антикоррупционной службы стали решение значимых для граждан и бизнеса проблем, обеспечение доверия и удовлетворенности населения уровнем проводимой работы.

«Главным инструментом, как мы уже ранее озвучивали, стала Карта коррупционных рисков, разработанная на основе результатов социальных исследований, анализа жалоб граждан, уголовных дел и правовой статистики. Сегодня она является ориентиром нашей работы», – добавил спикер.

В Карту включен перечень насущных проблемных вопросов жителей с учетом специфики каждого региона страны.

В Акмолинской области к числу таких проблем отнесены вопросы сфер сельского хозяйства, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, а также бизнеса.

«По ним мы совместно с госорганами и общественностью принимаем соответствующие меры, достигнуты определенные положительные результаты, на которых я остановлюсь подробнее. Как известно, Акмолинская область – один из крупных аграрных регионов страны. Но, к сожалению, сельскохозяйственная отрасль постоянно подвержена коррупционному воздействию. Однако наша цель – не добиваться количественных показателей, а исключать рецидивы», – отметил руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области.

К примеру, были установлены серьезные коррупционные риски в вопросах обеспечения сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом по льготной цене. В частности, не были урегулированы ни порядок согласования объема и доставки дизельного топлива, ни процесс отбора оператора для реализации ГСМ. А главная проблема была в том, что отсутствовал единый подход к предоставлению льготного топлива по всей стране. Здесь спикер напомнил случай с экс-руководителем областного управления сельского хозяйства по факту получения взятки.

Совместно с акиматом области Антикор обеспечил прозрачность процедуры определения операторов дизтоплива путем вовлечения самих фермеров в этот процесс. В итоге более двух тысяч аграриев региона в прошлом и текущем годах получили льготные ГСМ и смогли своевременно провести на местах посевные и уборочные работы.

Одновременно направили предложения законодательного характера в Агентство по противодействию коррупции.

В результате совместных усилий Департамента и Агентства в апреле этого года Министерство сельского хозяйства утвердило Правила поставки ГСМ (Правила определения региональных операторов распределения нефтепродуктов на сельскохозяйственные работы. Правила формирования и распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в период весенне-полевых и уборочных работ).

Таким образом, процесс господдержки по предоставлению удешевленного ГСМ фермерам впервые законодательно урегулирован на республиканском уровне.

Земельные вопросы по-прежнему остаются одними из острых для населения. Эта сфера, как и сельское хозяйство, также наиболее подвержена коррупционным рискам. К примеру, работниками земельной сферы совершались незаконные действия в вопросах предоставления дополнительных земельных участков (в прошлом году по фактам хищения осужден завсектором Отдела земельных отношений города Кокшетау).

«Когда в рамках внешнего анализа коррупционных рисков мы стали изучать эту ситуацию, то оказалось, что законодательством не предусмотрен отдельный порядок предоставления дополнительных земельных участков. Это позволяет МИО в своих интересах одним лицам предоставлять дополнительные земельные участки, а другим – отказывать. По данному вопросу мы направили соответствующие рекомендации в Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ, сейчас их рассматривают», – подчеркнул спикер.

Чувствительный вопрос для населения – нехватка пастбищных угодий для выпаса скота.

Для комплексного решения этого вопроса действует рабочая группа по изъятию неиспользуемых земель сельхозназначения, куда вошли представители правоохранительных и уполномоченных госорганов. В составе комиссии антикоррупционная служба выезжала в районные центры, где проводились совещания по добровольному возврату земель.

В целом, благодаря общим усилиям только за прошлый и текущий годы удалось добровольно возвратить в госфонд 457 тысяч гектаров земли.

Сфера дорог также одна из наиболее волнующих жителей региона тем. Все знают, что на развитие дорожной сферы государство выделяет немалые средства.

Если взять текущий год, то на ремонт автомобильных дорог местного значения предусмотрено 42,3 млрд тенге. Все согласятся, что суммы достаточно внушительные.

«Поэтому, изучая эту проблематику, мы нацелены, прежде всего, обеспечить в конечном счете качество дорог и предотвратить нерациональное использование бюджетных средств. То есть мы не ждем, когда дороги уже примут в эксплуатацию после ремонта или строительства, а мониторим еще на стадии выполнения работ. При выявлении нарушений сразу информируем руководство региона и всех заинтересованных органов для принятия необходимых мер. Здесь отдельно нужно поблагодарить представителей СМИ, общественности и активных граждан за неравнодушие к проблемам дорожной сферы», – отметил Асхат Оразхан.

К примеру, в марте текущего года совместно с общественниками были выявлены дефекты дорожного полотна на 6 улицах города Кокшетау и села Красный Яр (неровности и трещины асфальта, занижение обочин), где уже проведены ремонтные работы, но имеются гарантийные сроки.

Выявленные недостатки говорят о том, что ремонт подрядчики делают некачественно, нет должного контроля со стороны заказчика, а технический надзор проявляет низкую ответственность.

«Озвучили наши замечания на встрече с участием акима города Кокшетау, заказчиков и подрядчиков. В итоге в рамках гарантийных обязательств все дефекты устранены», – сказал Оразхан.

Антикор провел комплексную работу и в сфере экологии, а именно, в рыбохозяйственной деятельности. Здесь выявили незаконное рыболовство на водоеме Мырзакольсор.

Данный водоем является накопителем сточных вод города Кокшетау (хозяйственно-фекальных и промышленных стоков). Вода и рыба в нем не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам (лабораторные исследования). При этом рыбная продукция с озера продавалась на рынках городов Астаны, Петропавловска, Кокшетау и других населенных пунктов Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.

Учитывая серьезность последствий реализации нелегальной рыбы для здоровья и жизни населения, по инициативе службы Мырзакольсор исключен из перечня рыбохозяйственных водоемов (распоряжение акима области).

Таким образом, удалось исключить коррупционные риски, связанные с рыболовством на озере, а также предотвратить угрозу заражения населения различными болезнями.

Общеизвестно, что бизнес играет важную роль в современной рыночной экономике. Как сказал Глава государства на проведенной встрече с представителями отечественного бизнеса, госаппарат обязан помогать предпринимателям, а бизнес должен стать истинно равноправным партнером госаппарата.

В этом контексте, реализуется проект «Бизнеске жол». Всего с начала реализации проекта оказали помощь более 450 предпринимателям региона в различных сферах.

Помимо частных проблем предпринимателей внимание акцентируется и на системных вопросах.

«К примеру, в июле этого года мы провели антикоррупционный мониторинг в сфере рыбного хозяйства, где установили ряд проблем и коррупционных рисков, негативно влияющих на развитие бизнеса в этой отрасли. Ключевыми проблемными вопросами здесь стали несовершенство нормативно-правовой базы, непрозрачность процедуры включения водоемов в перечень рыбохозяйственных водоемов местного значения, отсутствие согласований с уполномоченными органами при выдаче разрешений на специальное водопользование. А также отсутствие нормативного регулирования предоставления водоемов, искусственно сформированных в ходе осуществления деятельности недропользования», – рассказал руководитель ведомства.

К примеру, есть случаи когда предприниматели по итогам торгов заключают договоры с МИО для ведения рыбного хозяйства. Однако им приходиться сталкиваться с возмущениями местных жителей, которые, указывая на то, что водоемы необходимы, чтобы поить домашний скот, требуют расторжения договоров.

По сути, все документы оформлены законно, нет оснований для расторжения договора, но в итоге предприниматели не могут заниматься бизнесом, так как втянуты в процесс разбирательств и доказывания правомерности своих действий. В худшем случае для предпринимателя станет отказ от рыборазведения.

Такая проблема возникает из-за того, что нет требований о проведении общественного слушания при включении водоема в перечень рыбохозяйственных водоемов, находящихся вблизи населенных пунктов.

Антикоррупционная служба направила рекомендации в уполномоченные органы (Комитет рыбного хозяйства, Комитет по водным ресурсам) для принятия соответствующих мер.

Немаловажный превентивный инструмент – мониторинг госзакупок. Основная задача – предупредить искусственное завышение стоимости товаров уже на стадии планирования.

«При установлении завышенных цен на госзакупки мы направляем рекомендации. Заказчики пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их. Повторюсь, что мы даем рекомендации только на планируемые закупки госорганов, не вмешиваясь в процедуры уже объявленных госзакупок», – отметил спикер.

К примеру, предприятие «Кокшетау Су Арнасы» при акимате города Кокшетау запланировало приобрести модульный гараж на 12 машиномест на сумму 169,5 млн тенге, в то время как среднерыночная стоимость такого гаража составляет 108 млн тенге. После вмешательства службы организация отказалась от госзакупки, в итоге экономия составила 169,5 млн тенге.

Всего с начала года удалось сэкономить свыше 1 млрд тенге бюджетных средств.

По инициативе Агентства в августе стартовал проект «Антикоррупционное волонтерство», цель которого – как можно больше вовлечь общество к антикоррупционной деятельности в качестве волонтеров.

Для этого разработаны 4 направления – общественный контроль, антикоррупционные исследования и образование, pro bono волонтерство (оказание профессиональной помощи), корпоративное волонтерство.

«Здесь отмечу, что антикоррупционным волонтером может стать любой желающий, нужно только обратиться в Департамент, заполнить анкету и вас включат. Сегодня уже порядка 60 активных граждан стали волонтерами Антикора региона», – дополнил Оразхан.

Кроме того, начат внешний анализ коррупционных рисков в сфере здравоохранения. Спикер пригласил всех заинтересованных лиц принять участие в анализе коррупционных рисков в составе рабочей группы.

«Пользуясь сегодняшней площадкой, хочу призвать наших граждан и бизнес-сообщество открыто обсуждать волнующие вопросы и сообщать о коррупционных проявлениях и административных барьерах со стороны госорганов. Для этого круглосуточно работает колл-центр Агентства 1424, в Антикор орталығы проводим прием граждан и предпринимателей, можно напрямую обращаться ко мне и через аккаунт в фейсбуке, одним словом, мы всегда открыты для диалога с бизнесом и жителями», – заключил руководитель Антикора.

16080cookie-checkЧто такое карта коррупционных рисков и как это применимо в Акмолинской области