О работе департамента торговли и защиты прав потребителей министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Акмолинской области за шесть месяцев 2023 года на брифинге в РСК рассказал руководитель облдепартамента Ерлан Аубакиров.
За истекший период 2023 года в департамент от физических и юридических лиц поступило 420 обращений.
«Все они рассмотрены, заявителям своевременно даны исчерпывающие ответы. Поступило одно повторное обращение, по нему были своевременно приняты меры в виде предупреждения в отношении субъекта. Жалоб на действия сотрудников не имеется. Всего удовлетворено 161 обращение (38,3%), 215 (51,2%) разъяснено, 26 (6,2%) перенаправлено, 8 (1,9%) отозвано, 10 (2,4%) обращений переходят на следующий месяц», – рассказал Ерлан Аубакиров.
Из года в год количество обращений увеличивается, их структура практически не меняется.
Потребители чаще всего заявляют о нарушениях их прав в сферах розничной торговли – 159 (37,7%), электронной торговли – 109 (25,8%), бытового обслуживания – 41 (9,7%), услуг ЖКХ – 28 (6,6%), туристической – 15 (3,6%), услуг связи – 12 (2,9%), образования – 10 (2,4%), медицинской – 6 (1,4%), общественного питания – 3 (1%), финансов – 2 (0,5%), транспорта – 2 (0,5%) и других – 33 (7,9%).
По обращениям потребителей оказана помощь в возврате денежных средств по различным отраслям на общую сумму 13,5 миллионов тенге.
Из анализа обращений следует, что зачастую нарушают права потребителей именно в сферах электронной и розничной торговли. В основном, потребители сталкиваются с отказом в обмене (возврате) товара как надлежащего качества в течение 14 дней, так и ненадлежащего качества в период гарантийного срока. Предприниматели отказываются проводить экспертизу товара ненадлежащего качества, принимать претензию. В мелких бутиках, как правило, отсутствует информация об ИП, департаменте и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров. Вследствие чего только единицы обращаются с претензией к продавцу.
Значительное количество потребителей, приобретающих товар через интернет-магазины (Instagram, Wildberries, Kolesa.kz и т.д.), соответственно, много обращений о фактах мошенничества при онлайн-покупках.
Департамент по обращению госоргана и потребителей провел 24 проверочных мероприятия. Установлены нарушения в 24 случаях, по всем вынесли предупреждения.
В ходе профилактического контроля выявлены 11 нарушений в части торговых надбавок на социально значимые продукты питания.
«Нарушали торговые дома и магазины у домов, где торговые надбавки превышали 15% от суммы поставки или приобретения на социально значимые продукты питания. По всем случаям вынесли предупреждения. Среди крупных магазинов – «Инмарт», «Союз». Также по шести фактам выписали штрафы на сумму более 240 тысяч тенге за отсутствие ценников на товарах», – рассказал Ерлан Аубакиров.
При областном акимате создана и работает комиссия по расследованию посреднических схем, проведено 59 заседаний. В результате в город Кокшетау наладили прямые поставки молочной продукции ТОО «Milk Project» и КТ «Зенченко и К» по ценам производителей, то есть исключили звенья посредников, цены снизили на 10-15%. Приняты 18 мер в виде предупреждения субъектам предпринимательства.
Для повышения осведомленности потребителей в вопросах защиты своих прав, субъектов предпринимательства о необходимости соблюдения требований законодательства, по информированию, консультированию, просвещению, повышению правовой грамотности департамент ведет аккаунт в социальных сетях Facebook, Instagram. Здесь постоянно и оперативно освещаются информация о работе департамента и разъяснения для потребителей и субъектов предпринимательства.
Департамент публикует статьи в республиканских и местных средствах массовой информации.
Предусмотрен ряд возможностей потребителям удаленно обратиться в департамент. Так, запущена Единая информационная система приема жалоб в сфере защиты прав потребителей, функционирует телеграмм-бот @kzpp_bot, телефон «горячей линии», обрабатываются запросы через электронное правительство Egov.kz и в социальных сетях Instagram, Facebook.
«Необходимо отметить, что подобный формат дает оперативную обратную связь с населением. Мы получаем возможность не только проводить разъяснение тех или иных вопросов, касающихся защиты прав потребителей, оперативно реагировать на проблемные ситуации, но и решать их», – отметил спикер.