Такое заявление сделал в Кокшетау казахстанский ученый-историк, политолог, доктор исторических наук Буркитбай Аяганов. Случилось это на научно-практической конференции «Көкшетау және Ботай мәдениеті-заманның рухани байланысы», которая прошла сегодня в нашем городе. На нее съехались ученые со всего Казахстана.
Там Буркитбай Гелманович сделал заявление о том, что кокшетауская земля и до официальной даты – апреля 1824 года, которая считается временем образования административной единицы – была обжитой. Край и до этого времени, как считает он, был заселен коренным населением. Заявление, которое в некотором смысле претендует на перекраивание привычной для кокшетауцев истории их родного города. Что это значит? Дату будут менять? Не знаем. Логично, что здесь жили, но почему эта тема стала будироваться только сейчас?
– В 2024 году областной центр отмечает свое 200-летие. На этой фразе, конечно же, хотелось бы сделать небольшую ремарку, поправку, – заявил историк. – Как историк, утверждаю, что кокшетауская земля имеет более глубокую и более протяженную во времени, чем 200 лет, историю.
Если исходить из официальных данных, Кокшетау основан в 1824 году на территории земель как военное укрепление, в котором разместился приказ (администрация) Кокчетавского военного округа.
То есть это просто административно-юридическое решение, но не сам факт существования земель и проживания на ней людей. Приблизительный пример, это как объявление в 1997 году столицей ранее существовавшего города Акмолы, также имевшего глубокие исторические корни. Мировой пример – древняя Анкара в Турции.
Одним из свидетельств древних исторических корней Кокшетау являются памятники ботайской культуры. Сама эта культура берет свое начало из древнейшего периода – периода энеолита. В 1980 году ботайская культура как археологическая культура была признана ученым, профессором, археологом Виктором Зайбертом.
Ботайская археологическая культура, символизирует собой важнейшую составную часть генезиса как истории последующего номадизма. Современные геномные исследования подтверждают, что в Евразии масштабные миграции людей произошли именно в период существования и расцвета ботайской культуры. Этот фактор обозначен в новой монографии «Ботайская культура, человек и общество: цивилизационный дискурс».
Кратко остановлюсь на уникальных научных фактах ботайской культуры, наиболее ярко ее характеризующих:
Первое, как уже сказал выше, это одомашнивание лошади.
Второе – практичные жилища, установка загонов для лошадей, формирование переходов между жилищами, расселение по типу протогородов.
Третье – первые медицинские операции –трепанация черепа.
Четвертое – изготовление ботайцами предметов быта – орудия труда, керамическая посуда, снасти для рыболовства и охоты, практичная одежда для повседневности и одежда для ритуалов, праздников.
Пятое – первое в мире изготовление кумыса (подтверждение – молекулярный тест в Английской научной лаборатории древнемсосуде ботайцев).
Шестой факт – первые верования ботайцев. В результате недавнего научного исследования на основе междисциплинарной методологии, включающую методы и данные археологии, истории, лингвистики, ДНК-генеалогии, культурологии выдвинуто несколько смелых гипотез. То есть на основе новых полученных данных, анализа знаковых систем выдвинута гипотеза, что ботайцы заложили основы тенгрианства. Кроме того, выдвинута гипотеза что Ботайцыявляются носителями алтайской языковой семьи в ее прототюркой ветви.
Археологами было извлечено 4 скелета с черепами, по которым был восстановлен генотипный облик древних людей с поселения Ботай. Тогда обнаруженный череп скелета стал настоящим открытием для казахстанской археологии и исторической науки Казахстана. На черепе скелета были зафиксированы два трепанационных отверстия в теменной области. Осмотр данного отверстия выявил сквозной характер трепанаций и сработанность внешнего края, что очевидно, свидетельствовало об осторожном выполнении процедуры вскрытия черепной коробки. По всей вероятности, сделаны они были для уменьшения риска повреждения мягких тканей внутри черепной коробки.
Жилища в номадической цивилизации воплощают картину мира, повторяющую модель Вселенной, частью которой считал себя кочевник. Номадическая цивилизация отличается космоцентрической картиной мира, пространственной основой которой является вертикаль – как единство Человека и Неба. Моделирование космоса обнаруживается также в строении ботайскихжилищ – в округло-многоугольной форме жилища, имеющего шаровое перекрытие (свод), с центром – очагом (искусственное солнце) и круглым дымовым отверстием, осуществляющим одновременно магическую космогоническую роль. Эту же роль выполняло и центральное строение ботайского общества, где проводились сакрально-магические ритуалы.